Русский язык среди других школьных предметов занимает уникальное
место, ведь именно он в большой мере обеспечивает речевое, а значит, и
мыслительное развитие обучающихся. Известно, что огромная доля информации
поступает к нам через слово, и поэтому успех человека в обществе зависит от
того, насколько хорошо он владеет родным языком.
В 60-е годы XIX века выдающийся русский педагог В.И. Водовозов
писал: «Родной язык, как уже признано всеми, должен служить главным проводником
образования. Здесь мы под образованием, конечно, разумеем не накопление
всевозможных знаний в голове, а то душевное развитие, при котором слово
становится делом, и оба они служат выражением глубочайших нравственных
убеждений в человеке». Действительно, лингвистическое образование служит не
только познанию мира средствами языка, но и способствует восприятию культуры во
всём её богатстве и многообразии, помогает человеку обогащать свой духовный
мир, учиться уважать прошлое, понимать настоящее и создавать будущее своего
Отечества.
Формирование
в ходе обучения познавательной активности школьников – одна из важных задач
учителя. Стремление к знанию, учебной деятельности может быть вызвано
разнообразными педагогическими приёмами, методиками, современными технологиями
развивающего обучения, что и было использовано при изучении в 2021-2022 учебном
году десятиклассниками Козловской средней школы №3» курса внеурочной
деятельности «Углубленное изучение отдельных тем русского языка».
Результатом совместного
сотрудничества в течение учебного года стали выполненные учащимися проектные и
исследовательские работы, которые
были продемонстрированы на последнем занятии. По общему мнению, лучшей признана
совместная работа Ксении К. и Дарьи С. «Происхождение
фамилий моих одноклассников». Девочки отметили, что каждый человек хотел бы знать
значение своей фамилии и своих
предшественников. Актуальность исследования определяется его недостаточной
разработанностью и неопределенностью. Была проделана огромная работа по сбору и
обработке полученной информации. Авторы исследовательской работы пришли к
выводу, что фамилии хранят в себе
много информации об их владельцах и могут иметь интересную историю происхождения, ведь в ней хранится время и человек
– его прошлое и настоящее. Попытка
сделать «слово делом» удалась.