Музейная педагогика

Душа каждого маленького человечка (ребенка) – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного им в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие. Чтобы приобщить ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить школьника в культурно-историческое пространство. Особая роль в этом принадлежит школьному музею, именно он приходит на помощь образованию.

Музейная педагогика становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся. Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни. В этом суть музейной педагогики.

Данная форма воспитательной работы активно применяется и используется в Козловской средней школе №3, где уже более 25 лет функционирует школьный краеведческий музей. В настоящее время руководит музеем учитель истории Арзамасова Надежда Петровна. Традиционно в школьном музее проводятся музейные уроки, тематические экскурсии, уроки мужества, встречи с интересными людьми. Так в соответствии с планом работы музея на текущий учебный год в октябре были проведены музейные уроки для самых младших учеников школы – первоклассников. Руководитель музея рассказала малышам о наиболее ярких и запоминающихся исторических событиях и экспонатах былых времен, хранящихся в школьном музее, продемонстрировала предметы старины древних чуваш. Все вместе вспомнили о годах Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Первоклассникам были названы имена и продемонстрированы фотопортреты наших земляков – Героев Советского Союза. Также на уроке ребята узнали о том, что козловчане, как и многие наши соотечественники, в 1941 году самоотверженно возводили Сурский и Казанский оборонительные рубежи и что на территории нашего района в скором времени начнется строительство мемориала памяти этим людям, приближавших Победу своим героическим трудом.

Сегодня музей становится средством приобщения ребенка к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов музей становится базой для общения, формирования нравственных ориентиров, воспитания человека высокой культуры.