Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному
Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения.
Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. на умение первоклассника «вжиться в роль ученика».
Адаптация считается успешной, если у первоклассника:
· установлен контакт с учителем;
· ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
· налажены отношения с одноклассниками;
· ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
· владеет необходимыми учебными умениями и навыками.
Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период — сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.
С это этой целью в школе в течение первой четверти проводятся адаптационные занятия педагога-психолога с самыми маленькими участниками образовательной среды.