Открытый урок «Музейра»

Одним из источников знаний о древней народной культуре являются старинные вещи, экспонаты краеведческих музеев. Такой музей работает и в нашей школе. Руководит им учитель чувашского языка И. Н. Юркова. Она полностью переоборудовала зал по своему усмотрению, подготовила группу экскурсоводов по музею. Музей постепенно  пополняется новыми экспонатами. С февраля 2019 года идет акция «Подари музею экспонат – сохрани память о себе»...

В рамках недели чувашского языка и культуры в 9в классе было запланировано провести открытый урок «Музейра». На уроке сначала учащиеся говорили о видах музеев. Конечно, бывают музеи мирового и государственного значений, как Лувр и Эрмитаж; музей республиканского значения, как Национальный музей в г. Чебоксары; музеи, расположенные в районных центрах Чувашской Республики, как музей Н. И. Лобачевского в Козловке и музей Н. Я. Бичурина в Кугесях. Существуют музеи определенных направлений, как музей Космонавтики в селе Шоршелы Марпосадского района и медицинский музей на медицинском факультете Чувашского госуниверситета им. И.Н. Ульянова, в Чебоксарах есть даже «Музей пива». А в школах чаще встречаются краеведческие музеи, где есть уголки разных направлений.

Козловчанам и гостям нашего края интересен Дом-музей им. Н. Лобачевского. В ходе урока учащиеся познакомились музеем виртуально: посмотрели презентационный фильм «Дом-музей Н. И. Лобачевского», который был подготовлен как  видеоролик к республиканскому конкурсу "Лучший презентационный фильм о музее" в 2017 году. Затем отвечали на вопросы учителя в форме теста.

Следующий этап урока был посвящен нашему школьному музею. К уроку каждый учащийся должен был подготовить рассказ об одном музейном экспонате, что, невозможно не посетив краеведческий музей. С этим заданием многие справились успешно. Учащимся интересно было узнать, что в музее больше всего хранятся «историзмы». Историзмы – это слова, вышедшие из употребления вследствие того, что обозначаемые ими предметы и понятия уже не используются в повседневной жизни, напр., названия старинной одежды - армяк, зипун и т.п. А нашим девятиклассникам дома предстоит продолжить исследовательскую работу: необходимо найти значение слов «чěрес, пурак, сăхман, кěнчеле, нухрат, масмак, палнай, сăрнай, пештěр» и подготовить презентацию.