«Как это будет по-русски?»

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит…

Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.»

Д.С. Лихачев

Первого марта в рамках молодежного проекта «Чумовая пятница» состоялась конкурсно-игровая программа «Как это будет по-русски?», посвященная актуальной теме - борьбе с ненормативной лексикой.

Ведущие мероприятия Сафина З.Р. и Ларионова Н.Н. подготовили интересные задания для конкурсной программы, которые сопровождались исторической справкой о появлении слов-паразитов, сленга, сквернословия, аудиозаписями из кинофильма «Джентльмены удачи», звукозаписью сатирика М.Задорнова и отрывками из аудиокниги «Евгений Онегин» А. Пушкина.

В интеллектуальном состязании приняли участие три команды из 7 класса нашей школы.

В первом задании «Визитная карточка» конкурсантам необходимо было придумать название для своей команды, выбрать капитана, представить членов своей команды и написать эссе на тему «Пять причин, почему в нашей жизни присутствует ненормативная лексика».

Для выполнения второго задания «Литературный вояж» ребятам понадобились навыки выразительного чтения. Они зачитали стихотворения Э. Асадова «О скверном и святом!», В. Шефнера «Устная речь», Я. Смелякова «Русский язык», стараясь передать эмоции, которые выразили авторы. При подведении итогов поэтического этапа конкурса учитывались проникновенность прочтения, правильная постановка логического ударения, соблюдение пауз, правильный выбор темпа, соблюдение нужной интонации, безошибочное чтение.

Табу на гаджеты и книжные источники – условие третьего задания «Интуиция мне подскажет». Полагаясь на свой внутренний голос и начитанность, команды должны были дать определение одного из терминов: «ненормативная лексика», «сквернословие», «мат», «жаргон».

Сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева). Какими литературными выражениями можно заменить мат, не теряя эмоциональной экспрессии? Четвертое задание «Словари мои друзья» как раз об этом. С помощью словаря синонимов участникам состязания необходимо было подобрать удачную замену нецензурным словам (которые, по этическим соображениям, ранее были замены сотрудниками библиотеки). Игроки с помощью жребия выбирали по одному слову. Больше аналогов к бранным словам увеличивало шансы заработать дополнительные баллы.

Пятое задание «Трудности перевода» представляло собой диалог двух подростков на языке сленга и жаргона, который нуждался в переводе на красивый литературный язык. Усложняло задание конкурсантов, то, что из преобразованного текста мы должны были услышать сценку так, как если бы это выступали юрист, учитель и сказочный герой.

Шестое задание «Памятка на память» показало, что подросткам есть что посоветовать своим товарищам в борьбе с ненормативной лексикой. На этом этапе соревнования они разработали памятку с советами «Как избавиться от сквернословия?».

Компетентное жюри в составе: Агафонова А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Козловская СОШ №3», Иванова Надежда Ананьевна, библиограф методико-библиографического отдела межпоселенческой библиотеки, Тимофеева Татьяна Николаевна, руководитель Всероссийской общественной организации Козловского местного отделения «Молодая Гвардия» - подвело итоги конкурсно-игровой программы и пожелало конкурсантам прислушиваться к своей речи, стараться ее обогащать только приятными теплыми словами, которые будут радовать слух окружающих.

Победителем стала команда «Веселые дети», набрав 63 балла, второе почетное место и 61 балл досталось команде «Адреналин», третье место заняли «Озорники», заработав 59 баллов.