Отчет о декаде истории и обществознания с 16 по 28 февраля 2018 года.

В МБОУ СОШ №3 г. Козловка стало хорошей традицией проведение декады истории и обществознания. Методическое объединение учителей истории и обществознания включили в план декады конкурсы, игры, викторины, открытые уроки, на которых учащимся была предоставлена возможность продемонстрировать интерес к истории и обществознанию, творческие и интеллектуальные способности, умение аргументировано высказывать своё мнение с опорой на социальный опыт и знания фактов.

Цель: повысить уровень профессиональной компетенции учителей в рамках плана методической работы, а также развить познавательную и творческую активность обучающихся.

Задачи:

·        Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий.

·        Вовлечь обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повысить их интерес к изучаемым учебным дисциплинам.

·        Выявить обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.

В декаде истории и обществознания приняли участие учащиеся 3 - 11 классов.

16 февраля в нашей школе стартовала декада общественных дисциплин. Знаменательно, что начало её совпало с Международным игровым конкурсом «Золотое Руно». Участие учащихся нашей школы в этом конкурсе стало традиционным. В этом году конкурсантами стали 150 человек. Задания этого года посвящены России XIX века. Они содержат вопросы по истории и культуре. Особенностью данного конкурса является то, что задания выполняются дома, в течение трёх дней.

До декады всем учащимся 8 – 11 классов было дано творческое задание «Календарь исторических и памятных дат». Ребята очень ответственно отнеслись к этому заданию. На суд жюри было представлено 14 календарей на формате А-4. Тематика календарей была разнообразна: здесь и военная тематика; коллективизация и индустриализация; памятные даты поэтов и писателей. Жюри были отмечены работы Матвеевой Елены 10 класс, Якубовой Марии 8 класс. Их тематика была такова: памятные даты правления Сталина Иосифа Виссарионовича и 75- летие коренному перелому в Великой Отечественной войне.

В школьной библиотеке для всех читателей в течение всей декады была открыта книжная выставка под названием «Калейдоскоп истории», посвященная знаменательным историческим датам, мифам древней Греции, очеркам истории русской культуры, истории древнего Рима и многое другое. Перелистывая страницы книг и хрестоматий, представленных на выставке, читатели узнают много интересного об истории нашего Отечества, о культуре русского народа, о правителях и знаменитых деятелях России, Рима и Древней Греции. История раскрывает тайны и легенды живой древней Руси. 

17 февраля был богат открытыми уроками.

В 7В классе был дан открытый урок по истории «Рождении новой европейской науки в эпоху Возрождения». Основной целью интегрированного урока было ознакомление учащихся с наиболее важными достижениями науки в эпоху Возрождения. На уроке присутствовала учитель физики Олонова А.Г., которая ознакомила учащихся с законом ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ, открытый Исааком Ньютоном которому подчиняется и падение яблока и движение планет.  В конце урока учащихся подвели к тому, что в XVI-XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области естествознания, и на этой основе складывается новое представление о Вселенной.

В 6В классе состоялось открытое внеклассное мероприятие «Символы России». Учитель обществознания Якубова Н.Н. рассказала учащимся об истории государственных символов России – герба, гимна и флага. Любовь к Родине, гордость за свою страну, за её славное героическое прошлое, вера в будущее России – были лейтмотивом мероприятия. Важное качество гражданина и патриота – бережное отношение к своим святыням, главными из которых являются её герб, флаг и гимн. Учитель, используя методы диалога, дискуссии, опиралась на знания, полученные на уроках истории, обществознания, личный социальный опыт учеников. Были исполнены стихотворения о Родине, флаге, гербе, гимне, прозвучала песня «Я люблю тебя, Россия». Учащиеся прослушали фрагменты гимна царской России – «Боже, царя храни», гимнов советского периода, исполнили современный гимн Российской Федерации. Рассказ учителя сопровождала содержательная презентация.

В 10В классе 5 уроком был проведен диспут «Мы за чистые выборы!» Вначале диспута учитель истории Арзамасова Н.П. ознакомила учащихся с предисторией первых выборов. Ребята погрузились в историю Древней Греции и Древнего Рима. Затем ученики высказывали свое отношение к выборам, отстаивали свои точки зрения и делились своим мнением по этому вопросу. Диспут прошел в оживленной обстановке, были разные мнения и споры. Но все учащиеся пришли к единому мнению, что без участия всех граждан России, а особенно молодых избирателей, выборы будут не совсем «чистыми». Им, молодым, жить в нашей стране, развивать её и делать её ещё более сильной и богатой!

19 февраля в 8В классе учителем Михайловой И.А. проведена игра «Экономика + Обществознание». Целью игры было закрепление знаний, полученных учащимися в ходе изучения раздела «Экономика». В ходе игры восьмиклассникам были предложены вопросы и задания по данному разделу. Учащиеся сформировали 4 команды - «фирмы». Каждой «фирме» «банком» предоставлялся «кредит», который предстояло вернуть в конце игры. Верными и точными ответами на ситуативные задачи, ребусы, блиц -вопросы ребята «зарабатывали» для своей «фирмы» баллы, обналичивали их в «банке». В итоге самой «рентабельной» стала «фирма» под руководством Напеевой Д., которая смогла «расплатиться с кредитом» и «обеспечить себе прибыль». В мероприятии участвовало 22 учащихся.

В этот же день учителем Якубовой Н.Н. было дано открытое внеклассное мероприятие в 9б классе «История страны – в песне». Учащиеся познакомились популярной в начале XX века песней, основой которой стал любимый романс того времени «Белой акации грозди душистые». Учитель обратила внимание учащихся на то, что песня имела два варианта текста и предложила сделать их анализ. Результатом анализа стал вывод, что исполнителями одного варианта были представители т.н. «белого движения», а исполнителями второго – солдаты Красной армии. Вместе с учителем учащиеся восстановили «исторический фон» и определили, что данная песня родилась в годы Гражданской войны. Опираясь на знания, полученные на уроках истории, вспомнили о событиях, предшествовавших Гражданской войне: Первой мировой войне и революции 1917 года, которая и «расколола» общество на «белых» и «красных». Песня явилась отражением этого трагического противостояния представителей одного народа. Далее учащиеся проследили трансформацию романса в 70-е годы XX века. На его основе композитор Вениамин Баснер создал современный вариант романса, прозвучавший в кинофильме «Дни Турбиных» режиссёра Владимира Басова. Знакомые интонации обрели новое звучание, новую жизнь. Подводя итог, учитель отметил, что песня является важным историческим источником, впитывая и отражая исторические события, сохраняет память о них в художественной форме.

20 февраля в 6Б классе учителем Якубовой Н.Н. был дан открытый урок на тему «Моя Родина – Россия». Целью урока стало воспитание патриотических чувств, гордости за свою страну. Урок был построен как увлекательная игра-соревнование. Класс разделился на две команды (команда мальчиков и команда девочек), которые отправились в «путешествие» по станциям («Географическая», «Математическая», «Личность в истории», «Литературная», «Государство», «Символы России»). Чтобы продолжить следование, необходимо было ответить на вопросы. Отвечая на вопросы, учащиеся опирались на знания, полученные на уроках истории и обществознания, а также демонстрировали свой общекультурный кругозор. Урок прошёл в хорошем темпе, азартно. С небольшим перевесом победила команда мальчиков. Наиболее отличившиеся игроки были отмечены отличными отметками.

В этот же день для старшеклассников города в РКДЦ г.Козловка прошел «Урок мужества» в честь столетия со Дня создания Красной Армии. Ребятам был показан фильм «Офицеры». Фильм - о любви к Родине, к жизни... И, конечно, к женщине. Герои - боевые товарищи - несмотря на все превратности судьбы, хранят верность дружбе, долгу, офицерской чести. Им пришлось пройти сквозь множество испытаний, сквозь сражения гражданской и Отечественной, но они остались такими, как в юности. Действие этого фильма охватывает довольно большой период - с 1920 по 1970 годы. Фильм вызвал бурное обсуждение.

21февраля в 11 классе учителем Михайловой И.А. был дан открытый урок социально –экономического профиля «Человек в политической жизни». Цель урока - знакомство с формами политического участия граждан, формирование критичного отношения к процессу вовлечения граждан в политическую жизнь страны. В ходе урока старшеклассники были вовлечены в различные формы работы: работали с учебниками и анализировали типы личности от степени участия в политической жизни; участвовали в заседании дискуссионного клуба о предполагаемых мотивах участия избирателей в выборах и о явлении абсентеизма; анализировали конкретную проблему на основе кейс технологии.

22 февраля 4 уроком Арзамасова Н.П. повела турнир по истории средних веко «Хочу всё знать» в 7 классах. Ребятам было предложено совершить путешествие в самую, пожалуй, великолепную эпоху истории — эпоху Средневековья и почувствовать себя хоть ненадолго рыцарями и принцессами. Цель мероприятия: систематизация знаний учащихся по теме «Рыцари» в курсе истории средних веков; обобщение пройденного материала, развитие творческого потенциала учащихся в процессе исторической реконструкции. Интересны были вопросы на тему: «Что означает выражение?» «Узнай историческую личность». Очень активны были учащиеся 7 б класса.

Были подведены итоги конкурса буклетов «Права и обязанности» в 9 классах. Цель –закрепление и обобщение знаний, полученных в ходе изучения раздела «Право».  Учащимся было предложены темы: «Права и обязанности граждан», «Права и обязанности ребенка», «Права и обязанности учащегося». В своих работах ребята отразили систему прав и обязанностей граждан, закрепленных в Конституции РФ, делали ссылки на основные международные документы о правах человека, обратили внимание на свои обязанности как участники образовательного процесса. Лучшие работы представили Андреева М., Морозов М., Афиногенова А.

Внеклассное мероприятие «Конкурс знатоков истории Древнего мира» был проведён 6 уроком. Целью внеклассного мероприятия повторение и обобщение знаний, полученных учащимися на уроках истории и на занятиях внеурочной деятельностью.

В игре участвовали 3 команды по 6 учащихся.Команды «Прометей»; «Архимеды»; «Спарта». Ребятам было предложено 4 конкурса: Конкурс№1 визитка; Конкурс №2 Блиц-опрос; Конкурс№3 конкурс капитанов; Конкурс №4 крылатые выражения. Болельщикам было предложено послушать задание и посмотреть на слайды, где они должны будут отгадать, в какой стране были изобретены следующие вещи (чай, сахар, шахматы, компас, бумага, алфавит). Жюри- ареопаг, состоявший из библиотекаря Доманиной Н.В. и из учениц 10В класса подвёл итоги. Места распределились следующим образом. Выиграла команда 5Б класса, затем 5А и 5В соответственно. Игра прошла очень увлекательно.

27февраля День лектора: «Современные награды России» (устный исторический журнал)» Выступление лекторской группы учащихся 10 классов. Цели: познакомить учащихся с современной наградной системой России; совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами; содействовать воспитанию любви и уважения к истории своей страны. Ребятами была подготовлена лекция современной фалеристике, которая занимается историей орденов, медалей, знаков отличия и их коллекционированием. В лекторскую группу вошли: учащиеся 10 х классов. Они поведали о том, что система государственных наград России за военные и гражданские заслуги складывалась постепенно. Само слово «награда» - «дар, почетное вознаграждение за какие-нибудь заслуги, отличия» - появилось в русском языке только в XVIII в., при Петре I. До этого в обиходе были земельные и денежные пожалования, выдача оружия, шуб, различных драгоценных вещей. В XV в. появились особые наградные знаки - «золотые», прообразы медалей и орденов, различного, в зависимости от заслуг и положения награждаемого, размера и веса. Ребята посещающие элективный курс много узнали занятного.

Декада истории и обществознания закончилась подведением итогов, награждением самых активных и инициативных ребят, которые были благодарны учителям за интересные и познавательные встречи в рамках проведенного фестиваля.