Адаптированные образовательные программы



Уровень обучения

Наименование программы

Описание

Уровневое образование

Начальное общее образование

Адаптированная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Козловская средняя общеобразовательная школа №3» г. Козловка Чувашской Республики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уровне начального общего образования

 Адаптированная образовательная программа для обучающихся с НОДА на уровне начального общего образования  (далее АОП для обучающихся с НОДА на уровне НОО)  – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

      Адаптированная образовательная программа для обучающихся с НОДА определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии, регламентирует организацию образовательного процесса обучающихся с НОДА.

       Рабочая программа по предмету (курсу) для обучающихся с НОДА определяет  цели и задачи изучения предмета (курса), содержание, планируемые результаты освоения учебного предмета. Содержание программ обеспечивает возможность изучать предметы на уровне начального общего образования. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.

      Для обучающихся с НОДА, обучающихся на дому, составляется индивидуальный учебный план (ИУП) – совокупность учебных предметов (курсов).

      Адаптированная образовательная программа для обучающихся с НОДА, занимающихся по адаптированным программам, разработана на основании документов:

-Федеральный закон № 273 ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации";

-Закон РФ от 24 июля 1998 года N- 124-ФЗ  "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»";

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,

-Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 
(ред.от19.10.2009)  "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования»,

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

-рекомендаций, изложенных в инструктивно-методических письмах Департамента образования, содержания образовательных программ и стандартов начального общего образования.

      Цель реализации АОП для обучающихся с НОДА на уровне НОО— обеспечение выполнения требований ФК ГОС НОО посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

      Достижение поставленной цели при реализации АОП для  обучающихся с НОДА на уровне  НОО предусматривает решение следующих основных задач:

-формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с НОДА;

- достижение планируемых результатов освоения АОП, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с НОДА, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

- становление и развитие личности обучающегося с НОДА в еe индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

- создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА;

- обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с НОДА, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

- предоставление обучающимся с НОДА возможности для эффективной самостоятельной работы;

- участие педагогических работников, обучающихся с НОДА их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

- включение обучающихся с НОДА в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (республики, района, города).

Общая характеристика адаптированной  образовательной программы для обучающихся с НОДА  на уровне начального общего образования

       Данная программа адресована обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Обязательными условиями реализации АОП для обучающихся с НОДА является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии, индивидуального учебного плана.     

     Определение варианта АОП НОО для обучающегося с НОДА осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Адаптированная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Козловская средняя общеобразовательная школа №3» г. Козловка Чувашской Республики для обучающихся с задержкой психического развития на уровне  начального общего образования

  АОП для обучающихся с ЗПР на уровне НОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы начального общего Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АОП , требований к результатам освоения  коррекционной работы и условиям реализации АОП на уровне  НОО. Обязательными условиями реализации АОП  для обучающихся с ЗПР на уровне  НОО является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими коррекционную работу, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций центральной ПМПК, ИПР.

Цель реализации АОП для обучающихся с ЗПР  на уровне НОО— обеспечение выполнения требований ФК ГОС НОО ( в отдельных направлениях – ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ)  с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, создание условий для коррекции нарушений и социальной адаптации.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

• своевременное выявление обучающихся с трудностями в адаптации, обусловленными задержкой психического развития;

• определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

• определение особенностей организации образовательного процесса для обучающихся с ЗПР в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося, структурой нарушения развития и степенью его выраженности создание условий, способствующих освоению обучающимися с ЗПР адаптированной образовательной программы и их интеграции в Школу;

• осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ЗПР с учѐтом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей обучающихся(в соответствии с рекомендациями ЦПМПК);

• формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

• достижение планируемых результатов освоения АОП обучающимися с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

• минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности обучающихся с ЗПР для освоения ими АОП;

• обеспечение доступности получения начального общего образования;

• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы секций, кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

Основное общее образование

Адаптированная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Козловская средняя общеобразовательная школа №3» г. Козловка Чувашской Республики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - тяжёлыми нарушениями речи на уровне основного общего образования

    Адаптированная образовательная программа для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи на уровне основного общего образования (ФК ГОС) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Козловская средняя общеобразовательная школа №3» г. Козловка Чувашской Республики является нормативно-управленческим документом МБОУ и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса для обучающихся с ТНР на уровне основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Адаптированная образовательная программа для  обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи на уровне основного общего образования разработана с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи на уровне основного общего образования направлена на овладение обучающимся учебной деятельностью и формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Целью реализации АОП является:

- обеспечение планируемых результатов по достижению обучающимися с ТНР целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности,

неповторимости.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации настоящей АОП предусматривает решение следующих основных задач:

— обеспечение соответствия требованиям ФК ГОС;

—обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы на уровне основного общего образования обучающимися с ТНР;

— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся с ТНР как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося,

— взаимодействие МБОУ при  реализации адаптированной образовательной программы (при необходимости) со специалистами, работающими в иных организациях (центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, ПМПК и других);

— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся с ТНР, обеспечение их безопасности.

Программа адресована

Обучающимся и родителям:

- для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности МБОУ по достижению каждым обучающимся с тяжёлыми нарушениями речи образовательных результатов; для  определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности МБОУ, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия.

Учителям:

- для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности в обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Администрации:

-для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения обучающимися АОП на уровне  ООО (ФКГОС); для регулирования взаимодействия участников образовательных отношений, для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности.

Содержание адаптированной образовательной программы для обучающихся с ТНР на уровне основного общего образования формируется с учетом:

муниципального задания:

-            создание условий для получения обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи качественного образования;

-            развитие творческой, конкурентоспособной, общественно-активной, функционально грамотной, устойчиво развитой личности.

социального заказа:

-            организация учебного процесса в безопасных и комфортных условиях для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

-            воспитание личности ученика, его нравственных и духовных качеств;

-            обеспечение досуговой занятости и создание условий для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

-            воспитание ответственного отношения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи к своему здоровью и формирование навыков здорового образа жизни.

Заказа родителей:

-            возможность получения качественного образования обучающимися с тяжелыми нарушениями речи;

-            создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи;

-            сохранение здоровья.

Адаптированная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Козловская средняя общеобразовательная школа №3» г. Козловка Чувашской Республики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - задержкой психического развития на уровне основного общего образования

Согласно ч. 1 ст. 79 Закона № 273-ФЗ, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой.

         В соответствии с п.24 приказа Минобрнауки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья без дискриминации в МБОУ создаются необходимые условия для:

- коррекции нарушений развития и социальной адаптации,

- оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения,

-условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

       Адаптированная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Козловская  средняя общеобразовательная школа №3» г. Козловка Чувашской Республики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - задержкой психического развития (далее АОП, обучающиеся с ОВЗ(ЗПР)) - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - задержкой психического развития,  с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

      Цель адаптированной  образовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития: изменение  основной образовательной программы в зависимости от актуального состояния здоровья, индивидуальных психофизических возможностей и особенностей обучающегося с ЗПР, создание условий для коррекции нарушений и социальной адаптации.

     Задачи АОП:

• своевременное выявление обучающихся с трудностями в адаптации, обусловленными задержкой психического развития;

• определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

• определение особенностей организации образовательного процесса для обучающихся с ЗПР в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося, структурой нарушения развития и степенью его выраженности создание условий, способствующих освоению обучающимися с ЗПР основной образовательной программы и их интеграции в МБОУ;

• осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с задержкой психического развития с учѐтом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей обучающихся(в соответствии с рекомендациями ЦПМПК);

• организация индивидуальных и (или) групповых занятий для обучающихся с ЗПР, при  необходимости разработка и реализация индивидуальных учебных планов;

• реализация системы мероприятий и социальной адаптации обучающихся с ЗПР;

• оказание консультативной и методической помощи родителям обучающихся с ЗПР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

           Сроки освоения настоящей  адаптированной образовательной программы (очная форма обучения) – 1 учебный год.

       В пределах осваиваемой образовательной программы обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в порядке, установленном локальными нормативными актами МБОУ.

Безуровневое образование

 

Адаптированная основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Козловская средняя общеобразовательная школа №3» г. Козловка Чувашской Республики  образования обучающи­хся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

Адаптированная основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Козловская средняя общеобразовательная школа №3» г. Козловка Чувашской Республики образования обучающи­хся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – обучающихся с УО)― это общеобразо­вательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспе­чивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

АООП обучающихся с УО разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.

АООП разработана и утверждена МБОУ «Козловская СОШ №3» в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП.

АООП реализуется в разных формах: как совместно с другими обучающимися в виде инклюзии, при этом в МБОУ «Козловская СОШ №3» создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися, либо индивидуально.

Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП, может быть применена сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций.

 

Адаптированная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Козловская средняя общеобразовательная школа №3» г. Козловка Чувашской Республики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями интеллекта)

   Адаптированная  образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья( с  нарушениями интеллекта)  (далее Программа, обучающийся с ОВЗ) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации"; на основании действующего Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Козловская средняя общеобразовательная школа №3» г. Козловка Чувашской Республики (далее – МБОУ) с учетом  программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIIIвида под ред. В.В. Воронковой.

        Адаптированная образовательная программа разработана МБОУ самостоятельно.

        При разработке адаптированной образовательной программы  МБОУ частично использована структура и основные требования к программе, изложенные в  ФГОС основного общего образования и примерной основной образовательной программе  основного общего образования.     

       Программа является локальным нормативным документом МБОУ, содержательной и критериальной основой для разработки учебного плана, рабочих программ педагогов по учебным предметам. Адаптированная образовательная программа направлена на формирование общей культуры обучающихся с ОВЗ, их социальное, духовно-нравственное, интеллектуальное и личностное развитие. Она ориентирована на коррекцию общего, речевого, психического развития обучающихся с ОВЗ в целях их успешной социализации в современное общество.

        Программа включает в себя целевой, содержательный и организационный разделы.

Целевойраздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации Программы, способы определения достижения целей и результатов и включает:

- пояснительную записку,

- планируемые результаты освоения обучающимися  с ОВЗ адаптированной образовательнойпрограммы,

- систему оценки достижения  планируемых результатов освоения Программы.

Содержательный раздел формулирует содержание образования  обучающихся с ОВЗ и включает

- программу развития учебных действий (программу формирования общеучебных умений инавыков) обучающихся с ОВЗ,

- программы отдельных учебных предметов,

- программу коррекционной работы.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, механизмы реализации компонентов Программы и включает:

- учебный план обучающегося с ОВЗ, как один из основных механизмов реализации адаптированной образовательной программы;

- систему условий реализации адаптированной образовательной программы.

         МБОУ, реализующая адаптированную образовательную программу обеспечивает ознакомление:

- с программой обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей) как участниковобразовательных отношений;

- с правами и обязанностями в части формирования и реализации адаптированной образовательной программы;

- с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление обучения обучающихся с ОВЗ в МБОУ.

       Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся, в части касающейся

участия в формировании и обеспечении освоения всеми обучающимися с ОВЗ  адаптированнойобразовательной программы, могут быть закреплены   в заключенном между ними и МБОУ договоре, отражающем ответственность участников образовательных отношений за конечные результаты освоения образовательной Программы (в случае надомной модели обучения).

       Переработка адаптированной образовательной программы, внесение изменений и дополнений в её содержание производится в связи с выходом в свет новых нормативно- правовых документов по специальному образованию,  в случае изменения наименования и Устава МБОУ.

Сроки реализации программы: период с сентября 2018 по май 2020 года.

 Цели реализации адаптированной образовательной программы

1. Удовлетворение потребностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в получении качественного общего образования на основе программ обучения детей с умственной отсталостью;

2. Формирование у обучающихся основ элементарных знаний в таких образовательных областях, как язык и речь, математика, живой мир;

3. Пропедевтика трудового обучения средствами творческой деятельности в соответствии с психофизическими и интеллектуальными возможностями обучающихсяс ОВЗ (с нарушениями интеллекта);

4. Реализация системных коррекционных мероприятий по физическому и психическому  оздоровлению  обучающихся с ОВЗ (с нарушениями интеллекта), коррекция специфических индивидуальных нарушений в развитии;

5. Формирование у обучающихся с ОВЗ (с нарушениями интеллекта) навыков самообслуживания и социально приемлемого поведения, представлений о системе общечеловеческих ценностей, нормах морали, основ

нравственно-эстетической воспитанности обучающихся с ОВЗ (с нарушениями интеллекта);

6. Формирование и развитие у обучающихся с ОВЗ (с нарушениями интеллекта) системы основных умений в учебной и творческой деятельности.